Петербург Петербург-Космопоиск Космопоиск

Анализ случаев «необъяснимой» гибели людей на вепсских болотах с точки зрения фольклора


(Вячеслав Мизин, декабрь 2019г, автор выражает благодарность и признательность за содействие Илье Агапову и Илье Бутову)

 


 

Вводные данные.

В прессе получили освещение эпизоды нахождения обнаженных трупов на болотах в восточных районах Лен. области. Рядом с телами, не имеющими признаков насильственной смерти, обычно находят сложенную одежду. Погибшие были как мужчины (чаще), так и женщины, как местные, так и дачники. Подобные случаи рассредоточены по местности, но в ряде эпизодов события произошли рядом (что может указывать на привязку к определенному месту). Детали можно легко нагуглить, приводить их здесь подробно нет смысла. )

(Распространенную в СМИ версию о причине смерти пострадавших от летальных укусов неких летающих змей автор не рассматривает ввиду того, что она построена на ряде непроверяемых допущений: неизвестный вид змей, обладающий неизвестным ядом, укусы, не оставляющие следов, необнаруживаемые токсины вызывающие галлюцинации и т.д.)

При невозможности найти «рациональное» объяснение в «материальной» системе координат, есть шанс обозначить иную среду поиска ответа, а именно – обратиться к фольклору, поскольку именно фольклор фиксирует в народной памяти многие странные, необъяснимые «аномальные» и т.п. моменты и происшествия. В данной заметке автор не ставит перед собой цели:

- доказать правдивость или лживость информантов (перекрестное сравнение различных эпизодов из разных регионов практически исключает фальсификацию)

- найти «материалистическое» объяснение этим случаям (частично «материальная» сторона рассматриваемых случаев может быть объяснена т.н. эффектом парадоксального раздевания [см.: https://www.gazeta.ru/health/2014/01/05_a_5821333.shtml ])

Целью является воссоздание контекста этих «загадочных» происшествий на основании сравнения имеющихся исходных данных из разных источников, позволяющее взаимосвязанно их объяснить. Иными словами, цель – создать условную среду исследования.

 

Расстановка акцентов.

Достаточно странные обстоятельства смерти людей предполагают детальнее обратиться к рассмотрению этих происшествий. Рассматривая детали происшествий, следует разделить их на несколько отдельных моментов:

1.Вступление, условно, «человек находится в лесу, на болоте». Сам по себе этот факт не является чем-то необычным т.к. причин для прогулок по лесу или болоту может быть много (охота, сбор грибов, ягод). Но он констатирует факт нахождения в «среде происшествия».

2.Раздевание. По имеющимся сведениям люди раздевались и складывали одежду добровольно и чаще аккуратно, без паники. Очевидно, что этому процессу что-то предшествовало, что-то нестандартное, поскольку раздеваться нормальным людям в лесу не свойственно. Возможно одно традиционное исключение: в случае если человек заблудился в лесу, есть народный метод найти верную дорогу, вывернув наизнанку одежду на себе. Однако рассматриваемые эпизоды к этой традиции видимо не имеют отношения, т.к. для переодевания не обязательно полностью раздеваться и складывать одежду.

3. Смерть. Причины смерти обычно указываются как «естественные». Здесь можно допустить два варианта: человек раздевшись сразу умирает, либо между раздеванием и смертью происходит что-то еще, что препятствует тому, чтобы человек мог одеться и адекватно воспринять реальность («избежать смерти»).

Расставив акценты, можно попробовать сформулировать ключевые вопросы, касающиеся этих эпизодов. Первый и главный вопрос: что предшествует раздеванию или что может заставить человека раздеться в лесу, аккуратно сложив одежду? Скорее всего, основную причину смерти также стоит искать в этом «что-то». Поскольку это «что-то» само не убивает человека (физически), то допустимо сформулировать его воздействие как «приводящее самостоятельно к естественной смерти» (например через замерзание см. выше про эффект парадоксального раздевания). Т.е. алгоритм явления состоит в том, что оно косвенно направляет человека к смерти, при этом физическая причина смерти не важна (т.к. нет прямого воздействия), важен момент-событие приводящее-направляющее к ней.

Поскольку подобное добровольное раздевание не свойственно для стандартных ситуаций поведения человека в лесу, логично допустить, что речь идет об измененной реальности (измененном состоянии сознания), некотором происшествии, выходящем за рамки обыденного алгоритма сбора грибов или охоты. Т.к. в данном случае речь идет о происшествии в лесу или на болоте, т.е. в среде, издревле сопутствующей человеку и так или иначе освоенной им издревле, то вполне естественным шагом будет обратиться к фольклору. Обратившись к преданиям, зададим тот же ключевой вопрос «в каких случаях человеку свойственно раздевание в лесу?», «что может заставить человека раздеться в лесу?».

 


 

 

Фольклорные параллели.

Приступая к рассмотрению фольклорных примеров подобных происшествий, следует отметить, что ареал их распространения гораздо шире, и охватывает не только СЗ России, но и сопредельные страны.

«предание о чертях, которые поджидали идущих из корчмы пьяниц и затем всю ночь водили их по болоту, а наутро человек просыпался на камне раздетым»

«Предание гласит, что однажды ночью заблудился путешественник. Он заметил огонёк, подошел и увидел домик, войдя в который нашёл тёплую печь. Путешественник разделся и поставил обувь сушиться, а сам лёг в кровать. Утром он увидел, что лёг около камня, на котором были сложены его обувь и одежда»

«хозяин дома предложил переночевать. Гость разулся, отсыревшую обувь и портянки положил на печь для просушки, а сам лёг и погрузился в сон. Поспав немного, музыкант проснулся от студёного холода. Его била дрожь, зубы стучали. Замёрзший мужчина посмотрел вокруг и был нескончаемо удивлен, так как оказалось, что он лежит на огромном камне»

«выпив в Вецслободе со своими знакомыми, отправился потом домой. Когда мужчина приблизился к камню, ему показалось, что он уже находится дома, а рядом – тёплая печь или печная лежанка. Он разделся и лёг на камень спать. Мужчину нашли замёрзшим»

«Он перешёл речку, и тут ему показалось, что он уже находится дома. Мужчина разделся и лёг спать. Через какое-то время у него как будто пелена с глаз спала. Он увидел, что сидит, забравшись на стог сена в поле рядом с большим камнем.»

«Одному мужику почудилось, что он находится в бане. Там он разделся, но потом, когда очнулся, увидел, что сидит на камне в реке»

«Ночью подвыпивший мужик шёл по дороге. К нему «прибился блуд» в виде молодой женщины. Она пригласила мужика к себе домой на ночёвку. Мужик проснулся утром, лежа раздетым на камне

«К мужчине, который заблудился вблизи валуна, подошёл незнакомец и спросил, чего он один посреди ночи тут ходит, и предложил зайти к нему погреться. В доме незнакомца человек залез на печь и заснул

«В лесу заблудился старичок, и уже наступила ночь. Тут к нему подошёл незнакомец и предложил ночлег. В доме незнакомца старичок разулся и лег на печку, но когда запел петух, всё исчезло. Он лежал в болоте на камне

«Парень ночью шёл через болото и начал блудить. Перед ним на тропинке стали появляться странные здания, похожие на дворцы с высокими большими заборами вокруг них. Подходя ближе, он видел, как здания исчезали и заново появлялись в другом месте. Так парень блудил до полуночи, а потом легко нашёл дорогу домой»

«В дороге старичка догнал один господин и они, разговаривая, прошли большое расстояние. Тогда господин пригласил старичка переночевать у него. В доме господина в очаге горел яркий огонь, оба согрелись и наелись. Тогда господин приготовил старичку кровать из подушек, и старичок вскоре заснул. А утром очнулся в таком глубоком болоте, что и не вылезти»

 

«У Чёртова озера ему навстречу вышел какой-то мужчина и сказал, что топит баню, пригласил пойти в неё мыться. Игнат снял рубашку, и перед тем как зайти в баню, перекрестился. И тут он осознал, что стоит на краю обрыва Чертока. Если бы не перекрестился, упал бы в озеро»

[цитируется по https://www.ufo-com.net/publications/art-8768-toli-kamen-toli-dom.html ].

 

[А то, что в лесу есть какое-то место, где можно заблудиться, не слышали?] О, это колькi, людзi блудзяцца. Это ўжэ цi то ў Гаўрыльчiцах мужчына як пайшоў прошлы год, так яго ж толькi найшлi. У аўгусце найшлi яго толькi. Ну, косцi ляжалi. Пайшоў у грыбы, старэнькi мужчына больш за семдзесят пяць год яму было ўжэ. I пайшоў i пайшоў, i шукалi таго дзiда, шукалi, i няма того дзiда i няма. Да эта ж ён летась хадзiў, а эта вясной трапiлi. То ляснiк трапiў, што ён пянжак свой скiнуў, яму жарка было. I ён пазнаў, што эты пiнжак этага дзiда. I пашлi шукаць, то, гавораць, яшчэ то место, дзе пiнжак яго ляжаў метраў двесцi яшчэ прайшлi далей i ляжалi яго косьцi. Ён раздзеўса дагала. Толька на ем маечка i трусiкi, сапагi стаялi, штаны ляжалi. I ён ручкi пад голаву так во палажыў i гэтак ён дайшоў…

[информант: Бебко Олимпия Михайловна, 1935 г. р., д. Чалонец Солигорского р-на Минской области, опросили И. Бутов, В. Гайдучик в 2019 году (экспедиция "Уфокома" № 255)].

 

Ряд фольклорных сюжетов также показывает возможность внезапного «перемещения» человека «между реальностями».


  «22. Был у нас дедушка — сторожил церкви, на горе жил. Пошел как-то вечером он в Пахурово. Идет-идет, видит: дом стоит, в нем свет горит. Он зашел, там сидели трое. Встретили его хорошо, налили вино в рюмку. Перед тем как выпить, дедушка перекрестился и очнулся под ольхой. Сидевшие в доме выглядели как обычные люди».

«23. Дедушка по лесу шел. Слышит: в лесу поют, пошел туда. Там сидят мужики и поют. Дали ему рюмку, он взял, перекрестился, хотел выпить, слышит: тихо кругом, никого нет, а в руке у него еловая шишка».

«280. Один пьяный мужик шел полем из села домой в деревню. Напился и шел. Идти-то метров триста. Шел, шел. Осенью. Огни видит, снегу еще немного. Деревня близко, значит, скоро дом его будет. Идет, идет, никак до деревни дойти не может, а он ходит кругом. Выругался: «Да что такое?!» Чертей тут помянул. Вдруг слышит: едут на лошадях. Остановились тут. Говорят: «Садись, мы тебя довезем!» Он сел. Мало время прошло. O-о, подъехали к дому! Там гулянье, пляска. Его за стол посадили, налили вина в рюмочку. А он: «Дай, Бог, не последнюю, Господи, благослови!» Только так сказал и очутился средь поля, а в руках держит конское говно. И никаких гулянок, плясок — ничего нет. Сразу протрезвел и бегом домой». [Мифологические рассказы Архангельской области / Сост. Н. В. Дранникова, И. А. Разумова. — М.: ОГИ, 2009. — 304 с. — (Нация и культура / Фольклор: Новые исследования)].

В описании методов поиска пропавших и заблудившихся людей, также можно встретить упоминания: «[КАА:]  Ну вот, она потом сходила, говорит: «Нашли ведь мужика»… [КАА:] Его голого и привезли.» [Между мифом и историей: мифология пространства в фольклоре Русского Севера /Сост. А.Б. Мороз, Н.В. Петров – М.: Форум : Неолит, 2016. – 496 с. C. 299]

«Молодой мужик зимой на тракторе домой ехал. Нашли потом раздевши до майки и босиком. Башмаки повешены на суку. Ну кто его водил? Али просто так? Зимой это было, снег напавши. А пьяных и водят, говорят. Но парень мертвый уже был» [Традиционный фольклор Новгородской области. Серия Памятники русского фольклора. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963–1999 г.: – СПб.: Алетейя, 2001. – 534 с. Стр. 268].

«Черт является путнику в обличье соседа: заставляет улечься на печь, которая оказывается камнем. Сюжет, широко бытующий в Холмском и, по-видимому, в некоторых других районах Новгородчины. Повествование развивает традиционные представления о вождении пьяных нечистью, чертом» [Традиционный фольклор Новгородской области. Серия Памятники русского фольклора. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963–1999 г.: – СПб.: Алетейя, 2001. – 534 с. Стр. 450].

Подобные сюжеты можно встретить не только в удаленных районах, но и вблизи Санкт Петербурга:

«История не по мистической теме. Старый человек с плохой памятью поскандалил в химчистке, сел на автобус, вышел на кольце в Лахте, ушел в болота, разделся до трусов, наверное подумал что дома, сложил одежду и лег на бок подложив под голову руки, был, кажется, сентябрь, его нашли в кажется в мае дети, хорошо сохранился.1987 год» [Информант: Широков Владимир Михайлович, СПб, запись 20 декабря 2019 г.].

 


 

Рассмотрение деталей с точки зрения фольклора

Обращение к фольклору может быть оправдано и тем, что ряд случаев последних лет на СЗ России являются практически калькой с фольклорных сюжетов, что может указывать на правомочность подобного обращения и соответствие его правилу Оккама («не следует множить сущее без необходимости»). В качестве примера можно сравнить два эпизода: 

 «В минувшие выходные, 22 августа, тело неизвестного мужчины обнаружили недалеко от популярного в народе родника у деревни Знаменка в Псковском районе. Эту неожиданную находку сделал грибник в лесу, около автодороги Псков–Гдов. Примерно в 350 метрах от деревни Знаменка в лесу, у родника  обнаружено тело мужчины без одежды, он лежал в обнимку с поваленным деревом, – рассказал корреспонденту Антон ДОБРОХОТОВ, старший помощник руководителя СУСК России по Псковской области. – Внешних признаков насильственной смерти не установлено. Судя по виду, тело могло пролежать в лесу два-три дня. Проводится экспертиза. Причины смерти и личность погибшего устанавливаются.  [ https://www.province.ru/pskov/proisshestvie/najden-trup-gologo-muzhchiny-v-obnimku-s-derevom.html , https://pln-pskov.ru/psk/accidents/214092.html ].

«Моей племянницы муж. Ён бригадиром у нас был. Ну, от нас и шёл. Ёна моя племянница, жонка-то явонная. Ну, идёть. И жена навстречу. Только через мост-то перешёл. А вот на мосту всегда причуживалось бувало. Ну от. Только ён через ручей перяшел – а тут сразу лясок, сосны. Ну ёна встречаить яго. Как жонка. Ну, ухватились и давай цалаватца!  Вот ён цалуить, цалуить, цалуить…

- Ну, Таня, пойдём таперя домой!

Дорога-то домой жа рядом. Ну, уж яе бярёть, ташшить, а не сташшить никак под руку!

- Да, Таня, да что у тябя! Жана, чаго ты ня идёшь?! Как удолбина стоишь!

А потом ён матюгнулся (или как он – Богу, что ль)… И ажно ташшить сосну обнёмши! И сосну цаловал и ташшить яе с собой! Как быдто Таню, жонку! А это ня жонка была, а чартиха. Вот уж это правда» [Традиционный фольклор Новгородской области. Серия Памятники русского фольклора. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963–1999 г.: – СПб.: Алетейя, 2001. – 534 с. Стр.  253].

В двух приведенных выше свидетельствах прослеживается если не общий, то вполне идентичный по направленности алгоритм. В этом же ключе сравнений представляет интерес рассмотреть еще один известный по СМИ «загадочный» эпизод, когда был обнаружен труп –  «в крови не обнаружили ни алкоголя, ни следов наркотиков. А смерть наступила... от удушения. Рот, нос, горло лесоруба были забиты жидкой дорожной грязью. Грязь была и под ногтями, создавалось впечатление, что он ковырял землю и ел грязь руками» [https://www.spb.kp.ru/daily/23612/46726/]. Данное, на первый взгляд, более чем странное, поведение перед смертью также имеет фольклорные параллели – когда находящийся в измененном мировосприятии человек начинает употреблять в пищу несъедобные предметы, принимаемые за еду (см. выше примеры о шишке, конском навозе и т.п.).

Указание на ИСС (Измененные Состояния Сознания): упоминание в качестве «пострадавших» пьяных вполне закономерно – алкоголь сильный наркотик, вызывающий ИСС. Заблудиться в лесу («потеряться») –  иными словами, оказаться вне рамок обычного предсказуемого хода вещей. Т.е. указание на людей заблудившихся (оказавшихся вне привычного восприятия пространства) и пьяных (воспринимающих реальность искаженно ввиду воздействия алкоголя) в данных происшествиях выглядит вполне логичным. Рассматривать подобные проявления имеет смысл с учетом подобных факторов изменения восприятия, которые также отмечены в фольклоре.

 

Зов: случай, где человек ушел от компании, как будто его позвал «кто-то». Раз он не сказал «кто», не выразил удивления и не обратился к друзьям, то, скорее всего, «зов» воспринимался как банальность, возможно облеченная в «игровую» форму. Этот момент также соответствует фольклорным сюжетам, в которых упоминаются образы «соседей», «знакомых» которые заманивают человека в чащу.

 

Молитва и мат: упоминаемые в фольклоре избавления от «морока» после произнесения молитвы (имени Господа) или матерной ругани также выглядят вполне логично. В рассматриваемом контексте они указывают на резкую смену восприятия, поскольку в обычной жизни ни то ни другое обычно не используется большинством людей. Молитва и мат внешне противоречивы, но по смыслу оба фактора употребляются людьми в экстремальных ситуациях. Может представляться важной не направленность, а именно эта смена/переключение. Несмотря на разницу в этической окраске оба метода в рамках рассматриваемой фольклорной среды вполне «рабочие» именно по этой причине.

Таким образом, в фольклоре есть упоминания о происшествиях в лесу, на болотах, в которых человеку свойственно самостоятельно раздеваться, и в некоторых случаях эти происшествия приводили к смерти. При этом, ряд внешне «необъяснимых» деталей (например, поедание грязи, обнимание дерева, беспричинный уход в лес от товарищей и др.) в фольклорном контексте выглядят вполне «объяснимыми» при соприкосновении человека с «иной реальностью». 

 

Исходя из сопоставления современных случаев с фольклорными аналогами, можно предложить следующий возможный алгоритм происшествий:

  1. Первым моментом видимо можно назвать фактор признания человеком того что он заблудился (создание стресса приводящего к ИСС).

  2. Перейдя определенную черту (ручей, еще что-то, на что также есть ряд указаний в рассмотренных примерах) или оказавшись в измененном состоянии сознания (стресс от потери ориентации в лесу?переохлаждение? влияние алкоголя?), он оказывается в измененной реальности.

  3. Далее можно предположить, что пострадавший «вдруг» выходит к дому, бане или неведомой деревне (или даже к себе домой), где ему будет «предложено» «помыться», «передохнуть», «поспать», на что он соглашается, спокойно раздеваясь. Назовем это моментом «материализации» желания выбраться из леса, отдохнуть, оказаться дома. Т.е. условный феномен, создавая стрессовую ситуацию (заблудился), дает иллюзорное спасение от нее, в итоге приводящее к смерти.

  4. Через некоторое время (ночью?) «внезапно» человек оказывается не «дома» или «бане» куда зашел, а раздетым в лесу или на болоте. Вероятно шок от смены декораций (чтобы было понятнее, представьте, что вы засыпаете у себя дома и просыпаетесь ночью на болоте), а также неуверенность в этой очередной «реальности» будет ключевым фактором, который может помешать человеку начать искать одежду и одеться, адекватно воспринимать происходящее вокруг. Именно неопределенность границ «реального» после подобного происшествия может оказаться фактором снижающим стимул борьбы за выживание.


 

Для уточнения необходимы следующие дополнительные сведения о местах происшествий:

- есть ли вблизи нахождения тел ручьи, которые пострадавший мог перейти, иные формы природных «границ», а также камни, старые деревья, или иные приметные формы рельефа?

- известны ли места нахождения тел как блудные среди местных жителей? В одном из случаев, когда тела были обнаружены на одном месте, вполне возможно говорить о привязке феномена к конкретному «гиблому месту».

- не было ли в районе гибели людей случаев, когда заблудившийся человек выходит к неизвестным ранее в этой местности деревням, домам и иным строениям? Или «слышит» шум, свойственный обитаемой местности (голоса людей, шум хозяйственной деятельности и т.п.)? Возможно, такие моменты отмечены в местном фольклоре? (здесь необходимо сделать небольшое примечание: вполне возможно, что именно в данной местности может не быть сюжетов, подобных цитируемым выше, поскольку все заходившие в «нездешние» дома погибали, именно поэтому представляет интерес сбор возможных сведений о наблюдении «посторонних» деревень и домов со стороны).

- какая микротопонимика сопутствует местам гибели людей?

- представляет интерес вероисповедание погибших (для уточнения – в рамках какой мировоззренческой схемы могло восприниматься ими происходящее?)

- теоретически могут представлять интерес и инструментальные наблюдения на местах обнаружения тел.

Завершая обзор можно констатировать, что растиражированные СМИ происшествия свойственны не только вепсским болотам, но имеют гораздо более широкое распространение, а также являются вполне «традиционными» и отраженными в фольклоре Восточной Европы. Обращение к фольклорным свидетельствам позволяют «объяснить» (в рамках традиционных народных представлений) ряд деталей происшествий, которые при современном взгляде представляются «необъяснимыми». В качестве рабочей гипотезы, за основу феномена можно принять измененное состояние сознания человека, причиной которого, в ряде случаев может быть, переохлаждение, приводящее к эффекту парадоксального раздевания. Следует отметить, что при определенных условиях, например, повышенной влажности на болотах, ночью переохлаждение может начаться при температуре +10°С. Однако некоторые примеры не могут быть объяснены подобным образом и могут быть обусловлены иными причинами и обстоятельствами.

 


Вячеслав Мизин, 2019 год

 

 

(В статье были использованы иллюстрации взятые с публичных ресурсов. При использовании материалов опубликованных на этом сайте ссылка на источник обязательна!)