Там, где течет река Сингапурка


      Один из самых удивительных в мире городских пейзажей - вид на центральную часть Сингапура с восточного берега Сингапур-риве, т.е. реки Сингапурки. Величие небоскребов этого азиатского мегаполиса поражает и заставляет преклонить голову талантом и трудолюбием создавших их архитекторов, инженеров, строителей. Помимо высоты зданий город отличается удивительной чистотой. Она поддерживается трудолюбием дворников, бдительностью полиции, взирающей на город через объективы тысяч телекамер. Некоторые туристы оценили эффективность работы службы правопорядка. Рассказывают (сам не проверял), что стоит бросить на мостовую в центре города бумажку, как вырастает из-под земли полицейский и выписывает штраф на солидную сумму. Но главное другое - внутренняя культура населения и сама обстановка, настраивающая на уважение к чистоте и порядку.
     Сингапур как незначительный поселок известен с 13 века. Новая история этого промышленного, транспортного, торгового центра Юго-восточной Азии началась с 1819 года. Создал его выдающийся английский дипломат, первый губернатор острова Т.С.Раффлс, коего здесь чтут как в Петербурге Петра Первого. В 1919 году он прибыл с миссией к султану Малайзии Джохора. Во время обеда, когда оба изрядно выпили, Раффлс как бы невзначай сказал: "Слушай, у тебя вроде есть островок Сингапур. Ты же им не пользуешься, отдай его мне".
      - И впрямь, не пользуюсь, - развел руками султан. - Да ради Бога, забирай!
      Так без единого выстрела сэр Раффлс завоевал для Британской короны плацдарм в юго-восточной Азии. В своих записках англичанин писал "Сингапур обещает стать витриной и гордостью Востока". Мудрый дипломат не ошибся.
      Современной город-государство Сингапур - в некотором роде политико-географическая аномалия. Занимая 20 место в мире по площади с конца, с населением в 3 миллиона, он занимает 20 место с начала по объему валового национального продукта. Сингапурский порт вышел на второе место в мире по товарообороту после Нью-Йорка. Да и сам город стал неким подобием азиатского Нью-Йорка, застроенный домами по 50 - 90 этажей. Население Сингапура многонационально - китайцы, малайцы, индийцы (выходцы как из мусульманских стран - Пакистан, Бангладеш, так и буддистских - Индия, Шри-Ланка). Христианские - католические, православные, лютеранские - церкви мирно соседствуют с мечетями и буддистскими храмами. Это соседство напоминает об известной истине - простые люди прекрасно могут договориться между собой и жить в мире, пока реакционные политики не начинают их ссорить. Государственный бюджет в Сингапуре не разворовыватся, не вывозится за рубеж, а зримо материализуется в небоскребах, заводах, портах, аэродромах. Местные власти помнят известную истину - квалифицированные кадры - это паровоз, которые тянет за собой всю страну. Зарплаты таковы. Квалифицированный рабочий (а неквалифицированных здесь почти что не водится) получает по курсу 25 000 рублей, научный сотрудник 40 - 90 000, ведущий профессор - 150 000 рублей. При этом цены не намного выше, чем у нас. За достойную плату сингапурцы достойно трудятся. На улицах мало праздной публики, почти нет пьяных и шпаны.
      Местный климат не слишком комфортен. Постоянные температуры за 30 и невероятная влажность превращают природу здеших мест в подобие парной бани. Но Сингапур не просто богатый город, а один из богатейших в мире. Здесь чиновники не кричат "нет денег!" Власти не жалеют средств на создание жителям максимально комфортных условий. Людей всячески ограждают от тяжелого тропического воздуха. Конденционеры везде - в служебных и жилых помещениях, лифтах, в транспорте, в подземных и надземных переходах. Под центром города создана обширная система подземелий, насыщенных прохладным воздухом. Там можно пройти ко всем точкам центральной части города. Подземелья расширяются, и через несколько лет сингапурцы смогут пройти почти к любой точке города, минуя контакты с нестерпимым воздухом влажных тропиков.
      По долгу своей экологической службы я часто бывал в экспедициях по русской глубинке, в глухой тайге и умиряющих деревнях Европейской части России. Когда я итожу то, что видел, в голову приходит мысль, которую я никак не могу додумать до конца. Положительное электричество не может существовать без отрицательного, северный полюс - без южного. Точно так же ослепляющая роскошь Сингапура - другая сторона убогой нищеты умирающих русских деревень. И в этой полярности - некий замысел, суть которого нам мало доступна.

      Криптозоологическая тайна возникновения Сингапура

      Слово Сингапур - санскритский корней. Синга - лев, пур - город. Вместе - Левгород. Так называется страна, город, остров и река. У меня как у биолога, это обстоятельство вызвало удивление. Львов здесь нет и никогда не было. Львы водятся в Африке. В Азии они доходят до Саудовской Аравии. Малайская легенда гласит. В 13 веке политик Шри Три Буана - правитель государства Палембанга, входившей в империю Шривиджая (территория Суматры, Явы, Калимантана), во время плавания был застигнут в море штормом. Спасаясь от разбушевавшейся стихии, он высадился на необитаемом острове, называвшемся тогда Тумасик. На берегу правитель увидел льва. Сочтя встречу добрым предзнаменованием, правитель повелел основать здесь поселение, назвав его Львиным городом - Сингапуром. Малайская хроника не сообщает точной даты. Известно лишь, что первое упоминание города зафиксировано в 1297 г.
      Заинтересовавшись легендой с биологических позиций, я обратился в архивы двух местных музеев - Азиатских цивилизаций и города Сингапура. В их фондах удалось обнаружить более точный текст легенды, чем приводится в справочниках для туристов. Оказывается, Шри Три Буана сам сомневался в систематической принадлежности встреченного им животного. Он встретил странного зверя с красноватым телом, темной головой и белой грудью. Чисто условно правитель отожествил его со львом. Об этих кошачьих он слышал от путешественников, бывавших в Африке и Аравии. Что это могло быть за животное? Львов (Panthera leo), повторяю, здесь никогда не было. Зато были их близкие родственники - тигры (Panthera tigris). Иногда эти животные даже скрещиваются. Такие "незаконные" браки осуществляют с научными целями ученые в зоопарках. В природе такое иногда случается в Саудовской Аравии. Потомство - тигрольвы - бесплодно, так что нового вида при такой гибридизации не возникает. Не мог ли быть зверь, встреченный правителем, тигром-мутантом? Заметим, что по законам генетики, мутантные формы чаще появляются в малых, островных популяциях, чем в больших, континентальных. Если бы Шри Три Буана встретил нормального тигра, он не ошибся бы в идентификации - тигры здесь всегда были хорошо известны. Речь шла о крупном кошачьем с нестандартной окраской. Впрочем, цвета и не фантастичны. Красноватое тело, темная голова, белая грудь встречаются у многих представителей этого семейства, включая домашнюю кошку. Законы формирования и наследования окраски у кошачьих известны биологической науке очень хорошо. Установлено в частности и то, что по закону Н.И.Вавилова, все кошачьи должны иметь сходный набор окрасок, но встречаться с разной частотой. То, что одного вида норма - у другого редкая форма или патология.
      У кошачьих есть два пигмента - эумеланин (коричневый или черный) и феумеланин (желтый или красный). Их сочетание дает спектр цветов от абсолютно черного до желтоватого. Отсутствие обоих пигментов дает белую окраску. Белые пятна часто встречаются на груди кошачьих. Избыток эумеланина может наблюдаться на голове, делая ее черной, как у легендарного сингапурского зверя. У кошачьих есть несколько десятков генов, определяющих интенсивность и распределение окраски. Один из них - ген "Е", имеющий три состояния - аллели:
      Е, доминирует на прочими.
      еbr - черная окраска, чередующаяся с желтой.
      е - желтая окраска. По отношениею к предыдущим рецессивна.
      Промежуточная аллель еbr встречается у всех кошачьих, но проявляется по-разному. У тигров она вызывает чередование полос, у леопардов - темные пятна на красноватом фоне, у домашней кошки - смесь желтых, черных, иногда белых пятен. У леопардов в 90% случаев имеется аллель еbr, в 10% - Е. Отсюда соотношение цветов. Большинство леопардов пятнистые, но изредка встречаются черные формы. У львов почти исключительно распространена аллель е. Поэтому окраска у них рановерная желкая или красноватая. Других окрасок не зафиксировано, но с минимальной частотой они должны быть. Следует заметить, что крупные хищники малочисленны, поэтому далеко не все возможные варианты окраски по теории вероятности у них можно реально зафиксировать. У тигра преобладает ген еbr, определяющий полосатость. В случае редкой мутации он может перейти в состояние е, с равномерной красноватой окраской. Так может появиться тигр, похожий на льва. Можно добавить, что у большинства кошачьих есть ген R, который приводит к появлению на фоне равномерной желто-красной окраски темных пятен (чаще на голове) и белых (чаще на груди). Так что тигр с редким генотипом "ее R-", должном по законам генетики встречаться в одном случае из нескольких десятков тысяч, будет выглядить именно так, как зверь, описанный Шри Три Буаном. Чтобы поставить точку в этом рассуждении, желательно провести исследование генных частот у тигров современной Малайзии и близжайших островов Индонезии.
      Впоследствии лев, а точнее тигр редкого генотипа, трансформировался в совсем уж мифическое существо. В современном Сингапуре стоят многочисленные статуи львов с длинной бородой (символ мудрости), крыльями (стремительность), третьим глазом (проницательность и ясновидение). Но это уже дальнейшие наслоения, естественные для эволюции фольклора и символики, в основе которых лежал вполне реальный объект биосферы - Panthera tigris генотипа "ее R-".

      Война, проигранная человечеством

      Основной целью моей командировки было принятие участие в международной конференцию "Вредители урбанизированных территорий - 5" (International Conference on Urban Pests - 5). Конференция является пятым собранием на эту тему, проходивших прежде в Англии, США, Чехии. Конференция собрала ведущих в мире специалитов по борьбе с вредителями. Отличие последней от предыдущих состояло в более обширном представлении специалистов стран юго-восточной Азии, что дало возможность ознакомиться как с экологичесиким проблемами этого региона, так и с основными достижениями, спецификой научных школ Сингапура, Малайзии, Китая, Индонезии, Австралии. Тема была выбрана в высшей степени актуальная. Человечество продолжает расти в своем числе, усиливается давление на природу. Однако разрушения биосферы не происходит - она умеет постоять за себя. В начале ХХ века насекомые съедали 10% мирового урожая. В конце - 13%. Оказалась, что вся борьба с вредителями, основанная на последних достижениях науки, неэффективна. Насекомые выиграли великую войну с человечеством и продолжают наступать. Классические примеры насекомых-победителей - таракан, колорадский жук. Еще одна глобальная напасть - комары. Много нового и наводящего дух экологического пессимизма узнал я о них на секции "Москиты". Здесь надо сделать маленькое филологическое уточнение. У людей, даже осведомленных, бытует мнение, что в наших широтах людей изводят кусаки - комары, а в тропиках - москиты. Это не совсем так. Английский язык примитивнее русского. Слово "москит" на нем означает почти всех летающих кровососов и соответствует нашему понятию "гнус". Русский язык не только богаче, но и более точен в научном смысле. Каждому семейству кровососов имеется свое название. То, что специалисты зовут кулицидами - комары. Флеботомиды по русски - москиты. Симулиды - мошка и т.д. Собственно москиты-флеботомиды живут лишь в некоторых районах тропической Африки. Большинство же летающих кусак Индо-Китая, Индонезии, Австралии, Америки - наши обычные комары. Тропические виды и подвиды лишь немногим отличаются от комариков Ленинградской области. Те расы, которые живут в городской среде Европы, в том числе в Санкт-Петербурге, почти неотличимы от тропических собратьев, поскольку обитают в домах, в условиях круглогодичной положительной температуры. Такое явление в биологической науке называется конвергенцией.
      Актуальнейшая экологическая проблема - глобальное нашествие термитов. Они перерабатывают сухую древесину. При этом в качестве корма используются не только лесной сухостой, но и сделанные человеком деревянные сооружения. В странах юго-восточной Азии, богатых лесом, дерево и поныне широко используется в строительстве. Теперь над деревянными конструкциями нависла угроза. Они разрушаются термитами. Не помогают ни специальные пропитки, ни ядовитые вещества - инсектициды. Область распространения термитов непрерывно расширяется. В Европе они добрались до Италии, фиксируются в Молдавии. Судя во всему, нашествие будет продолжено. Нас, жителей Петербурга, это вроде, как не касается - очень низких температур термиты не выносят. Но с другой стороны, проблема термитов касается всех. Перерабатывая древесину, они выделяют парниковых газов - углекислого и аммиака в 3 - 4 раза больше, чем деятельность человека. И тут уже возникает вопрос - не приведет ли это, действительно, к глобальному потеплению? Таким образом, если уж задумываться над проблемами глобального климата, то основные усилия следует обратить не на свертывание производства, а на процессы, происходящие в живой природе.
      Не буду утомлять читателей "Аномалии" чисто научными вопросами, поднятыми на конференции. Закончу тем, что пафос докладов свелся к истине, которую в начале прошлого века высказал великий русский эколог и философ В.И.Вернадский. Биосфера предельно, почти бесконечно устойчива. На наши воздействия - строительства городов, распашку лугов, вырубку лесов, она отвечает быстро и эффективно, заселяя урбанизированные биоценозы имеющимися в ее распоряжении видами. Иногда это заселение оказывается человеку по нутру, иногда - нет. Но биосферу интересы вида Человек разумный мало волнуют. Она живет по своим законам. Чтобы договориться с биосферой, жить с ней мире и согласии, нужно познать эти законы и максимально считаться с ними во всех человечьих деяниях.
     В последний день конференции мы с несколькими участниками конференции сидели в шикарном центре проведения выставок и совещаний "Сантек" и составляли план дальнейше совместной деятельности. В разговоре участвовали представители Сингапура, Малайзии, Китая, Венгрии, Германии. Когда намерения были сформулированы, я - единственный представитель России - достал из кошелька нашу монетку и подарил сингапурскому коллеге с такими словами:
      - По русской традиции оставляю первый финансовый вклад в общее дело - улучшение экологической обстановки в местах, где мы живем. Германия, Венгрия - запад. Сингапур, Малайзия - восток. А русский двуглавый орел, изображенный на монете - одной головой смотрит на восток, другой - на запад. И в этом объединении двух половин Земного шара - историческая миссия России.

Валентин Сапунов
доктор биол.наук